«Слово…» в литературе.

(Литературно-эстетический анализ произведения).

 

«Слово о полку Игореве» - это фольклорное произведение. В «Слове» мы можем увидеть различные жанры, напоминающие нам народные сказания, плачи или красивую сказку. Но на самом деле тут все гораздо сложнее. Ученые до сих пор спорят, к какому именно жанру оно принадлежит.

Большая часть древнерусской системы жанров была заимствована из  литературы Византии. Это были чаще всего церковные  произведения или научные сочинения. На Руси жанры византийской литературы стали развиваться по-своему. Одни жанры остались неизменны, а другие получили бурное развитие. Создавались новые произведения, например, жития святых. 

Стоит учитывать и то, что фольклор в те времена был тесно связан со всей литературой и соединялся в ней с другими жанрами.

В «Слове» есть жанровые признаки ораторского слова. Автор  обращается к зрителям, как будто на самом деле видит их. Но лирических нот и выражения собственных чувств здесь куда больше, чем в ораторских произведениях.

Это произведение очень похоже на народную поэзию, но на самом деле ей не является. Связь эта видна благодаря «плачам» и «славам» - песенным прославлениям, которые чаще всего встречаются в «Слове». «Плачи» нераздельно связаны с лирической песней. Так «Золотое слово Святослава» или «Плач Ярославны» наполнены грустью. Песенные «славы» тоже играют большую роль в произведении. Автор начинает «Слово» с восхваления русских князей и заканчивает его тоже их восхвалением.

«Слово» очень близко к «славам» и «плачам», но сказать, что оно относится к этим двум жанрам, тоже нельзя, так как народная поэзия не допускает смешения жанров.

Таким образом, у «Слова» нет прямых жанровых аналогий. Можно только сказать, что «Слово» - это произведение, близкое к ораторским, но в то же время и близкое к «плачам» и «славам» народной  поэзии.

Очень интересной является композиция «Слова». Ее основу составляют так называемые «старые словеса», которые дошли до нас из глубины веков. «Слово о полку Игореве» состоит из семи частей: вступление, поход Игоря, Золотое слово Святослава, обращение к князьям, плач Ярославны, бегство Игоря из плена и заключение. Лишь через несколько веков после создания этого произведения ученые смогли в нем выделить четкую ритмику и своеобразное построение слов – ведь в древнерусском языке был сплошной текст без всяких выделений. В каждой строфе находится равное количество строк, и, причем, там нет ни одной,  форма которой бы повторялась. Каждая строфа представляет собой единое целое – в ней есть как начало (зачин), так и конец.

Язык слова очень яркий и звучный. Он передает нам архаичные черты двенадцатого века. Лаконичность и точность помогают читателю явно представить картины, описываемые автором. Большое внимание автор уделяет описанию красоты природы.

 

Долго длится ночь. Но засветился
Утренними зорями восток.
Уж туман над полем заклубился,
Говор галок в роще пробудился,
Соловьиный щекот приумолк.

                                    (перевод Заболоцкого).

 

Здесь стоит заметить, что в древнерусской литературе было не принято уделять особого внимания к природе. Обычно автор прибегал к этому только в тех случаях, когда природа была неразрывно связана с описываемым им событием. Природа в «Слове» описывается не случайно. Автор показывает этим, насколько близок был человек к силам природы.  Здесь проявляются некоторые черты язычества – обращение к божествам, олицетворяющим природные явления. Это только подчеркивает то, что произведение наполнено магией и нотами волшебства.

В произведении много слов, которые показывают широту Земли Русской и широту души человека, силу и храбрость воинов.

Если говорить о речевом строе, то можно сказать, что здесь характерным поэтическим приемом является гипербола. Начинается произведение с обращения.

.

Нам начать не благо ль, братья,
песню старыми словами,
Песнь, как полк в поход повел он,
славный Игорь Святославич?
По былинам лет тех бывших, не по замыслу Бояна,
Эту песнь зачнем мы, братья.

 

                     (перевод Бальмонта).

 

В «Слове» очень много эпитетов – красочных определений. Они делают произведение еще более прекрасным. Эпитеты делают язык живым, выразительным, предают предметам особые черты и свойства. Благодаря эпитетам, книжные страницы оживают перед глазами читателя, и он может ясно увидеть, почувствовать и понять все-то, что хотел донести да него автор.

Большое внимание автор уделяет и описанию князей русских. Он восхваляет их деяния, силу и смелость.

Таким образом, можно сказать, что «Слово о полку Игореве» ведет нас в чудесный мир старинной Руси. Пламенные чувства, широта произведения, прекрасный язык и отражение магии делают это произведение очень ценным как для маггловской, так и для магической литературы.

назад/далее

Бесплатный хостинг uCoz