Черты анимагии.

 

В древние времена способность людей к обращению была куда выше, чем в наши дни. Анимагия – это способность человека превращаться в животное по собственной воле, при этом сохраняя свою магию. Но, помимо анимагов, на нашей земле существуют еще и оборотни. Это определение на самом деле куда шире – разновидностей оборотней довольно много, но в данной работе особое внимание стоит уделить только так называемым «природным перевертышам» - тем, кто получил способность к превращению с самого рождения.

Теперь я предлагаю обратиться к эпизоду описания побега Игоря из плена.

 

Там, где Игорь соколом летит,
Там Овлур, как серый волк, бежит,

Все в росе от полуночных трав,
Борзых коней в беге надорвав.

                              (перевод Заболоцкого).

 

На первый взгляд кажется, причем же здесь анимагия? Разве это не обычное сравнение наездников с соколом и волком? Но не случайно ли автор сравнивает героев с этими существами, и сравнивает ли?

Скачет на коне, словно соколом летит – довольно интересное сопоставление всадника с птицей. Но нужно помнить, что Игорь происходит из рода Рюриковичей. А «Рюрик» переводится на славянский язык, как «сокол». Возможно, что такое имя первый князь Руси получил из-за способности превращаться в сокола. Игорь, как родственник Рюрика, мог вполне обладать такой же способностью. Досталась ли ему эта способность по наследству или у них в роду было принято обучаться способности к анимагии - судить довольно сложно. Но если мы рассмотрим эпизод побега Игоря из плена более подробно, то увидим там очень интересную информацию.

 

Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло.

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь

И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.

Без дорог летит и без путей,
Бьет к обеду уток-лебедей.

Там, где Игорь соколом летит,
Там Овлур, как серый волк, бежит,

Все в росе от полуночных трав,
Борзых коней в беге надорвав.

                         ( перевод Заболоцкого).

 

Получается, что Игорь мог превращаться в разных животных. Такие случаи действительно есть в истории магии, но на это способен только очень сильный маг. Получается, что князь Игорь обладал большими способностями к магии.

Но, кроме Игоря, в эпизоде говорится и об Овлуре.

 

Там Овлур, как серый волк, бежит…

 

Если всадника еще можно сравнить с летящим соколом, то не кажется ли вам странным сравнивать его с бегущим волком? Разобраться в этом случае нам помогут древние сказания. Согласно легендам, были славянские племена, члены которых обладали врожденной способностью превращаться в волков. Эти люди широко использовали свои способности для охоты и для защиты своей земли. В некоторых старинных рукописях такие превращения описываются как вполне естественное явление. Но с приходом христианства на Русь эта способность стала постепенно забываться и угасать в людях.  К нашему времени люди окончательно утратили эту способность, и лишь маги могут научиться анимагии.

Вполне возможно, что воины не утратили эту способность в те времена. Овлур был одним из воинов, поэтому здесь может быть действительно описание обращения Игоря в сокола, а Овлура – в волка.

К тому же, если мы обратимся к переводу оригинала, то ясно увидим, что там напрямую говорится, что Игорь соскочил со своего коня и побежал волком домой, а для охоты на лебедей превращался в сокола. Игорю и Овлуру пришлось оставить своих коней, так как кони очень устали от быстрой езды.

Образы анимагии встречаются на протяжении всего произведения. Так о способности воинов к превращению в волков говорится не только в эпизоде об Овлуре и Игоре, а еще и в начале произведения, когда Игорь обращается к своему брату буй туру Всеволоду.

 

А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"

 

                                (перевод Заболоцкого).

 

Это только подтверждает то, что воины еще могли превращаться в волков.

Но тут встает другой вопрос: воины обладали анимагическими способностями, или перед нами пример оборотничетсва, а точнее – истинных оборотней? Если говорить о воинах с точки зрения теории, то здесь скорее будет оборотничество, а точнее, истинные оборотни. Согласно произведению, воины могут превращаться в волков по желанию, при этом сохраняя свои разум. Согласно легендам, эта способность к превращению передавалась воинам по наследству. Все эти характеристики свойственны истинным оборотням. Но единственным, что заставляет  усомниться в этом, является тот факт, что  в «Слове…» не указано то, что воины были зависимы от полнолуния, а истинные оборотни будут обязательно обращаться в полнолуние в волков, не зависимо от того, хотят они этого или нет. Поэтому здесь нельзя сделать точного вывода, что именно все воины сохранили  эту врожденную способность к оборотничеству, а не обучались анимагии, как дань традиции. Но если учитывать легенды и то, что в произведение не сказано, что абсолютно все воины Руси обладали такой способностью, то можно сказать, что здесь  такие воины – истинные оборотни. Но вполне может быть такое, что некоторые воины были магами и обладали анимагическими способностями, а выбирали волка в качестве своего анимагического образа для того, чтобы соответствовать остальным.  

Но такой способностью обладали не только славяне. Среди кочевых племен, в том числе и половцев, тоже встречались предания о способности человека превращаться в волка. Отражения этого тоже есть в «Слове…».

 

Выбрав в поле место для ночлега
И нуждаясь в отдыхе давно,
Спит гнездо бесстрашное Олега -
Далеко подвинулось оно!
Залетело, храброе, далече,
И никто ему не господин -
Будь то сокол, будь то гордый кречет.
Будь то черный ворон - половчин.
А в степи, с ордой своею дикой
Серым волком рыская чуть свет,
Старый Гзак на Дон бежит великий,
И Кончак спешит ему вослед.

                                                     (перевод Заболоцкого).

 

Получается, что согласно произведению, Гзак и Кончак тоже обладали анимагическими способностями. Возможно, именно это позволило им найти войско Игоря – ведь нюх волка очень чуткий. Когда Игорь сбежал из плена, то автор говорит, что по его следу идут Гзак и Кончак. Может быть, именно это заставило Игоря и Овлура бросить своих коней и использовать свои анимагические способности. Ведь половецкие ханы в волчьем обличии легко бы догнали усталых коней.

Кстати, такое животное, как волк, на языческой Руси, всегда, символизировало храбрых воинов. А у некоторых других племен волк даже был олицетворением бога войны.

Черты анимагии можно встретить и в плаче Ярославны.

 

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая.
Голос Ярославны молодой;
"Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу

 

                                            (перевод Заболоцкого).

 

Получается, Ярославна тоже обладала способностью к анимагии. К тому же, кукушка на Руси всегда являлась символом жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что «Слово о полку Игореве» содержит описание анимагических способностей людей Древней Руси. Автор открыто пишет об анимагии, поэтому можно сказать, что природный дар превращения в те времена был еще не полностью забыт людьми, а так же, он был еще вполне естественным для большинства. Помимо этого, на Руси было развито и обучение анимагическим способностям.

назад/далее 

Бесплатный хостинг uCoz