Заключение.

 

На протяжении всей работы «Слово о полку Игореве» было рассмотрено с двух сторон: как выдающееся литературное произведение и как произведение магической литературы. Эти задачи и были основной целью данной работы.

Мы изучили историю создания «Слова…», в ходе чего убедились, что события, описанные в произведении происходили на самом деле – этот факт позволяет нам расценивать «Слово…» не как простой вымысел, а как близкий к достоверному документ, даже несмотря на то, что основным поэтическим приемом в «Слове…» является гипербола.

Второй задачей, поставленной в работе, было ознакомление со «Словом…» с литературно-эстетической точки зрения. В ходе этой работы нам удалось выяснить, что культура Древней Руси была очень высокой. «Слово…» не только состоит из связанных между собой частей, но имеет четкий ритм, стилевую окраску и представляет собой законченное произведение.

Еще одной задачей, поставленной в работе, было ознакомление с сюжетом произведения. Это позволило нам еще более точно увидеть Русь тех времен, понять обстановку, в которой находились герои. Здесь нет ничего лишнего – все события, люди, природные явления взаимосвязаны между собой. Автор не случайно ставит акцент на каком- либо явлении, как бы заставляя читателя обратить на него внимание. Народные приметы, легенды и верования не только нашли отражение в этом произведении, но и были показаны автором, как вполне естественные явления.

Следующий этап приводит нас к основной задаче данной работы – выявление в рамках изучаемого произведения черт магии, использовавшейся древними славянами. В ходе работы мы убедились, что в «Слове…» отражены многие разделы магии, основными из которых являются: прорицание, знахарство и анимагия. Помимо этого, в «Слове…» было представлено умение толковать природные явления, были отражены народные приметы.

В результате всего этого мы можем сделать вывод, что, несмотря на то, что Русь уже перешла с язычества на христианство, древние истоки магии еще не утратили своего значения, магия продолжала развиваться и была доступна большей части населения, хотя, по сравнению с еще более древними временами, отдельные сферы магии уже начали отходить на второй план.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что «Слово о полку Игореве» - это произведение именно магической литературы. Ведь далеко не каждое произведение мы можем рассмотреть как произведение магической литературы, поскольку магическая литература – это письменные произведения, обладающие общественным значением, в которых  отражена магия или ее проявления.

«Слово…» является важнейшим историческим документом для магического мира. Оно помогает нам изучить историю использования магии и ее развития на Руси. «Слово…» показывает нам переходный этап от всеобщего использования магии к использованию магии только в магическом мире. Если раньше магия была доступна почти каждому человеку и была для него обычным жизненным явлением, то теперь многие люди (магглы) даже не верят в ее действительное существование (что было достигнуто волшебниками в целях сохранения магического мира). Действительно, во времена язычества на Руси магия была широко развита и была частью жизни людей – анимагия, заклинания и заговоры, верность народным приметам не были для людей чем-то странным или необычным. Каждый мог обратиться за помощью к силам природы, а в деревнях каждый житель, хоть немного, да знал магическое искусство – так почти все женщины были знакомы с искусством знахарства. С приходом на Русь христианства вера в магию стала постепенно угасать. И если еще во времена Игоря анимагические способности воинов были, хоть уже и не таким естественным, как в старину, но еще вполне обыденным явлением, то уже спустя несколько столетий эти способности останутся только в легендах и окончательно забудутся большей частью населения Руси. Искусство владения магией все сужало свой круг, и, в итоге, человеческое общество окончательно разделилось на две категории людей: волшебников и магглов. Но делать четкое разделение между этими категориями людей будет тоже неправильно. Так, особенно среди русских маггловских семей, в каком-нибудь поколении обязательно найдется маг. И пусть эти люди уже не обладают тем искусством, каким владел их предок,  оно вполне может передаться их детям – случаи рождения у магглов ребенка, обладающего способностями к волшебству, действительно были в истории магии. Все это доказывает единство происхождения магов и магглов. Только одни  магглы отдалились от природы и давным-давно утратили свои природные способности к какому-либо виду магии, а те люди, что с самого начала оставались ей верны, сохранили эти способности до наших дней и продолжают развивать их.

«Слово о полку Игореве», действительно, является ценным произведением как магической, так и маггловской литературы. Оно затрагивает очень многие разделы магии и несет в себе ценные исторические сведения для волшебников. Помимо этого, «Слово…» внесло большой вклад в дальнейшее развитие русской литературы. А сама идея произведения и в наши дни не утратила своей актуальности.

 

Список литературы:

 

  1. «Слово о полку Игореве», первое печатное издание 1800 г.
  2. Вступительные статьи и комментарии к «Слову…» Д.С. Лихачева.
  3. Комментарии и статьи А. Югова.
  4. Статьи и комментарии В.И. Стеллецкого.
  5. Мифологическая энциклопедия.
  6. Поэтические переложения «Слова…»  В. Жуковского, А.Пушкина, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, А. Майкова, Л. Тимофеева.
  7. Заговорник.
  8. Вводная лекция по магической литературе.

                                     назад/в начало 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz